14.5.11

Говорила ли правду Роза Отунбаева, утверждая, что ни один представитель СМИ не покинул Кыргызстан в 2010 году?

А вот факты

Нам известно, что в 2010 году, спасаясь от внесудебных расправ и незаконных арестов, насильственных исчезновений, фабрикации уголовных обвинений и жестоких погромов, были вынуждены покинуть Кыргызстан:

- Халилжан Худайбердиев – директор ОшТВ;
- Жавлон Мирзаходжаев – директор МезонТВ;
- Махамаджан Абдуллаев – директор ДастанТВ;
- Одина Саипова – главный редактор журнала «Ойдин»;
- Барно Исакова – главный редактор газеты «Ахборот»;
- Хосият Бекмирзаева – зам.редактора газеты «Ахборот».

По нашим данным, это лишь небольшая часть уехавших из страны журналистов.

Под давлением властей состав практически всех узбекоязычных СМИ в Кыргызстане полностью сменился. Бывших редакторов и корреспондентов преследуют по сфабрикованным обвинениям.

11 мая 2011 года в Джалал-Абадском городском суде начинается рассмотрение уголовного дела против журналистов Халилжана Худайбердиева и Жавлона Мирзаходжаева. Их обвиняют в особо тяжких преступлениях, предусматривающих длительные сроки лишения свободы. Процесс будет проходить без участия подсудимых и адвокатов. Стоит ли ожидать объективности от такого суда? И тут же возникает другой вопрос: почему президент Роза Отунбаева не интересуется судьбой журналистов, ранее работавших для узбекоязычной аудитории?

Мы прилагаем обращение директора ОшТВ Халилжана Худайбердиева к президенту Кыргызской Республики Розе Отунбаевой в надежде на то, что она проявит внимание к преследуемым журналистам.


Приложение №1



Президенту Кыргызской Республики
госпоже Отунбаевой Р.И.

От гражданина Кыргызской Республики,
директора телекомпании «ОшТВ»
Худайбердиева Х.Т.

10 мая 2011 года

Тема: О фабрикации обвинения и причине неявки в суд


Уважаемая Роза Исаковна,

я обращаюсь к Вам накануне начала суда, на котором будет рассматриваться уголовное дело против меня и еще пяти общественных и творческих деятелей, представителей сообщества этнических узбеков на юге Кыргызстана[1]. Из публикаций в интернет-изданиях я узнал, что обвиняюсь по статьям уголовного кодекса: ст. 233 части 1, 2, 3 «Организация и участие в массовых беспорядках», ст.295-1 «Сепаратистская деятельность», ст. 299 часть 2 пункты 1, 3 «Возбуждение национальной, расовой религиозной или межрегиональной вражды», 221 часть 2 «Использование служащим коммерческой или иной организации своих служебных полномочий вопреки интересам этой организации в целях извлечения выгоды для себя» и ст. 229 части 1, 2 «Незаконное создание вооруженного формирования». К сожалению, мне пока недоступно обвинительное заключение, поэтому я не могу прокомментировать, предъявленные доказательства моей вины.

В июле 2010 года я был вынужден покинуть Кыргызстан во избежание расправы надо мной и моими близкими. Угрозы исходили от мэра города Оша Мелисбека Мырзакматова, и об этом я своевременно проинформировал общественных и международных наблюдателей. Мне несомненно грозила опасность: этой ситуации предшествовала моя встреча с М. Мырзакматовым. 1 июля он пригласил меня в свой дом, находящийся недалеко от Фрунзенского рынка, и выдвинул условие: передать Кошбаеву К. 51% имущества «ОшТВ»[2]. Придя к нему домой, я оказался в окружении молодых людей спортивного телосложения; они всем видом показывали, что готовы выполнить любую волю Мырзакматова. Чувствуя угрозу своей безопасности, я дал согласие на передачу имущества[3]. Тогда я надеялся, что это мое решение позволит продолжать трансляцию наших передач и обеспечит безопасность мне и нашим сотрудникам. Но вскоре ситуация обострилась, и единственным спасением для меня стала эмиграция.

Прошу Вас как гаранта прав и свобод человека в Кыргызстане обратить внимание на то, что изначально следствие имеет заказной характер. Я считаю, что преследование и дискриминация меня по национальному признаку - следствие злоупотребления служебным положением со стороны мэра Оша Мырзакматова.

В докладе Международной Независимой Комиссии по исследованию событий на юге Кыргызстана в июне 2010 года подчеркнуто: бывший депутат Кадыржан Батыров не выступал с незаконными призывами, поэтому предоставление ему эфира не противоречит закону. Тем не менее, продолжается преследование Батырова и телекомпаний, в эфире которых он выступал.

Как только у меня появилась возможность, через интернет-издание «Фергана.Ру[4]» я предал огласке причины, по которым покинул страну.

Я прекрасно понимаю всю сложность нынешнего положения, вызванного межэтническим конфликтом, и благодарен Вам за то, что Вы провести расследование Международной Независимой Комиссии по исследованию событий на юге Кыргызстана в июне 2010 года. Это дает пострадавшим надежду на восстановление справедливости и возвращение в родные края.

Убедительно прошу Вас проявить внимание к моему обращению и не допустить  заочного и неправого суда. Я надеюсь, что Конституция Кыргызстана будет соблюдена!


С уважением,
Халилжан Худайбердиев




[1]  Имена всех, кто проходит по этому уголовному делу - "делу Кадыржана Батырова": Кадыржан Батыров, Ином Абдурасулов, Абдрахман Абдуллаев, Махаматрасул Абакжанов, Халилжан Худайбердиев и Жавлон Мирзаходжаев.
[2]  Я владею телекомпанией «ОшТВ» с 1991 года, что подтверждается документально.
[3]  Факт перехода 51% собственности телекомпании «ОшТВ» Кошбаеву 2 июля 2011 года подтверждается документально.